наверх

Вопрос-ответ

Белаус А.В., Боровляны: Здравствуйте! В Беларуси работают над созданием собственного электромобиля. Как в этой связи планируют использовать потенциал (отработанные отходы ядерного топлива) строящейся Белорусской АЭС?

 

ГКНТ: По информации Национальной академии наук Беларуси в республике отсутствуют и не предполагается создавать специальные мощности по переработке отработавшего ядерного топлива Белорусской АЭС и выделения из него полезных элементов (подобные мощности имеются в России, Великобритании, Франции).

Отработанное ядерное топливо, в отличие от нового, имеет значительную радиоактивность за счет содержания большого количества продуктов деления реакторов водо-водяной энергетический реактор (ВВЭР), имеет свойство саморазогреваться на воздухе до больших температур и после извлечения из активной зоны реактора выдерживается 2 - 5 лет в бассейне выдержки или на периферии активной зоны реактора. После уменьшения остаточного энерговыделения топлива его отправляют на хранение, захоронение или переработку.

Так называемая переработка отработавшего ядерного топлива сегодня во всем мире - это извлечение изотопов урана и плутония для их дальнейшего использования или безопасного хранения. Это крайне сложный и экологически опасный процесс, который производят очень немногие страны (Россия, Великобритания, Франция) на единичных мощностях. США как страна-обладатель наибольшего парка энергетических реакторов, отказались от этой практики ввиду ее дороговизны и опасности.

Известен опыт использования <ядерных> источников питания в космических аппаратах при невозможности применения солнечных батарей. Разрабатываемые в ряде стран такие источники используют изотопы чистых бета-излучателей c небольшой энергией излучения и с относительно большим периодом полураспада. Такие изотопы (например, никель-62 или никель-63) нужно целенаправленно нарабатывать.

Необходимо также учитывать опасность использования в электромобиле остаточной энергии отработавшего ядерного топлива. Его гипотетическая конструкция не обоснована по составу элементов, их функциональности, энергетическому балансу. Ни доступные мощности, ни современные технологии, ни ценовой диапазон пока не позволяют вести речь об их применении на электромобилях.

В настоящее время в нашей стране проводится научная и техническая проработка вопросов эффективного включения Белорусской АЭС в топливно-энергетический комплекс, развития новых высокорентабельных электроемких производств в перспективных отраслях промышленности, транспорта с точки зрения роста потребления электрической энергии на долгосрочную перспективу, развиваются программы по разработке возобновляемых источников энергии (в том числе солнечной, ветроэнергетики и их различных аспектов).

В частности, ведется изготовление макетных образов малой коммунальной машины для уборки улиц, минивэна на электрической тяге, гибридного грузового автомобиля на базе МАЗ, каркасной конструкции многоцелевого легкового автомобиля. Доведен до опытного образца макетный образец легкового автомобиля. Кроме того, ведется разработка батареи для легкового автомобиля, обеспечивающей запас ходя до 500 км.

 

Стасюк В.Ф., агрогородок Новый Двор, Минская область: Мной создан и запатентован уникальный инновационный проект <Глобальная информационная система-Cybernet> с персональным гаджетом, который на 100% обеспечит эффективное экономическое развитие государства. Как можно его представить?

 

ГКНТ: Ваша полезная модель (BY11568 <Глобальная информационная система>, 30 декабря 2017 г.) относится к области информационных и информационно-поисковых систем и систем связи и может быть использована для создания глобальной информационной сети, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку и передачу по авторизованному запросу преобразованной в электронный формат полной информации об отдельных объектах и субъектах. Для полного и детального рассмотрения конкретных предложений по реализации Вашего проекта предлагаем направить информацию в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь или записаться на личный прием к руководству ГКНТ (информация о приеме граждан и проведении прямых телефонных линий руководством ГКНТ размещена на сайте комитета (http://www.gknt.gov.by) в разделе <гражданам>).