наверх

«Инновации - драйвер экономического роста Беларуси», интервью А.Г. Шумилина в журнале «Генеральный Директор»

«Инновации - драйвер экономического роста Беларуси», интервью А.Г. Шумилина в журнале «Генеральный Директор»

Интервью         Просмотров: 167 Вернуться назад

«Инновации - драйвер экономического роста Беларуси», интервью А.Г. Шумилина в журнале «Генеральный Директор»

БЕЛАРУСЬ УЖЕ ДАВНО ОБЪЯВИЛА, ЧТО СТАЛА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ. ЧТО ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАНО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ? ЧТО ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ? ОБ ЭТОМ «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР» ПОГОВОРИЛ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ АЛЕКСАНДРОМ ГЕННАДЬЕВИЧЕМ ШУМИЛИНЫМ.

С 2007 года в стране принимают­ся и утверждаются Государственные программы инновационного разви­тия (ГПИР). Однако следует отметить, что в ГПИР 2007-2010 и ГПИР 2011-2015 значительная часть включенных в них проектов параллельно реализовыва­лись в рамках других государственных программ, отраслевых инновацион­ных программ ввиду отсутствия целе­вых источников финансирования. ГПИР 2007-2010 и ГПИР 2011-2015 не работа­ли как системные механизмы, объеди­ненные общими целями, задачами, це­левыми показателями и источниками финансирования, что выразилось в па­дении ряда ключевых показателей ин­новационного развития с наименьши­ми значениями в 2014-2015 годах. Росту показателей инновационного развития в 2016-2019 годах способствовали цен­трализация средств инновационных фондов в республиканский централизованный инновационный фонд (РЦИФ) и повышение эффективности направле­ний использования РЦИФ и местных ин­новационных фондов.

Сложившаяся негативная тенденция в инновационной сфере была преодо­лена в т.ч. за счет формирования ГПИР 2016-2020 с учетом новых подходов:

  •  формирование централизованного инновационного фонда и корректировка направлений использования средств инновационных фондов в целом позволили создать целевой источник финансирования проектов ГПИР 2016-2020 и сконцентрировать финансовые ресурсы для реализации значимых для страны инновационных проектов;
  • включение в ГПИР 2016-2020 инновационных проектов, соответствующих требованиям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;
  • в приоритетном порядке государственная поддержка оказывается для реализации инновационных проектов, базирующихся на технологиях V и VI технологических укладов и предусматривающих внедрение отечественных технологий.

Важным нововведением явилось то, что ГПИР 2016-2020 стала открытой и ежегодно пополняется новыми проектами по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновацион­ного развития Беларуси, и мероприятиями по разви­тию инновационной инфраструктуры.

-   Что включено в реализуемую сейчас про­грамму, что будет в новой?

-   В Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы вклю­чено 126 проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для инновационно­го развития Беларуси, из них 46 проектов базируются на технологиях V-VI технологических укладов и 61 про­ект основан на отечественных разработках.

В рамках госпрограммы инновационного раз­вития за четыре года создано и модернизировано почти 10 тыс. высокопроизводительных рабочих мест и более 60 инновационных производств. Среди них, реализованных с участием наших ученых, мож­но отметить следующие.

На Борисовском заводе медпрепаратов органи­зовано производство стерильной рассыпки 8 импор­тозамещающих антибиотиков (либрасеф, цефтриак- сон, цефазолин, цефепим, цефоперазон, цефотаксим, цефтазидим, цефуроксим). Объем импортозамещаю­щей продукции достиг почти 100 млн руб., отгруже­но продукции на экспорт на 75 млн руб. в более чем 17 стран мира (Армения, Казахстан, Россия, Молдова, Латвия, Ирак, Литва и др.).

Для более эффективного лечения больных вирус­ным гепатитом учеными-медиками разработаны ме­тод диагностики гепатита «С» и метод диагностики отторжения трансплантата печени, применение ко­торых позволяет на ранних стадиях назначить необ­ходимое лечение.

В «АДАНИ» организован кластер по выпуску си­стем обеспечения безопасности, оборудования не­разрушающего контроля, медицинской техники, что, например, позволило за 9 месяцев разработать и начать поставку в медучреждения республики от­ечественных аппаратов компьютерной томографии. Объем производства инновационной продукции данного предприятия превысил 270 млн руб., более 2/3 ее поставляется на рынки США, Южной Кореи, Японии и Европейского союза.

Белорусская микроэлектроника восстанавливает свои позиции на мировом рынке. На Планаре разра­ботана и освоена в производстве установка коррек­ции микроструктур фазосдвигающих фотошабло­нов. Две установки общей стоимостью 3,3 млн долл. уже поставлены на экспорт в Тайвань.

На БМЗ создано одно из самых высокотехнологич­ных на постсоветском пространстве мелкосортно­проволочное производство с выпуском высокока­чественного корда для шин. Объем производства инновационной продукции превысил 1,7 млрд руб., отгружено продукции на экспорт на 1,3 млрд руб. в более чем 38 стран (Европа - 59%, Ближний Вос­ток - 20%, Африка - 13% и др.).

В целях развития электротранспорта на Белкоммунмаше создано производство электробусов. В рамках импортозамещения произведено 45 еди­ниц стоимостью 35 млн руб.

Активная селекционная работа ученых-аграриев Академии наук и Минсельхозпрода позволила со­здать более 90 сортов высокоурожайных зерновых, зернобобовых, кормовых и технических культур, что увеличило долю отечественных сортов на полях Бе­ларуси до 70%. Среди них: пшеница яровая Ладья, рожь озимая Росана, рапс озимый Северин; ячмень Куфаль, гречиха Альфа. Эти и другие сорта посеяны на площади более 185 тыс. га с объемом реализации почти на 100 млн руб.

Для создания высококачественных сыров и сни­жения импорта аналогичной продукции учеными внедрена технология баромембранной подготовки смесей для сыроделия в Слуцком сыродельном ком­бинате, в «Молочном мире» и «Беловежских сырах». По этой технологии изготовлено 190 тонн сыров премиального качества на сумму более 2,4 млн руб.

Для обеспечения ядерной и радиационной без­опасности учеными БГУ разработана и внедрена ин­теллектуальная информационная система для ав­томатизации работы сотрудников Госатомнадзора, в т.ч. на площадке строительства Белорусской АЭС.

Для защиты пожарного-спасателя в МЧС разра­ботан и освоен в производстве отечественный за­щитный многофункциональный шлем, не уступаю­щий по своим характеристикам лучшим зарубежным аналогам.

И это лишь небольшая часть разработок, сделан­ных благодаря нашим ученым.

Следует отметить, что объем отгруженной ин­новационной продукции с начала пятилетки уве­личился в 2 раза и по итогам 2019 года превы­сил 15,3 млрд. руб. (в 2015 г. - 7,6 млрд руб.). Объем экспорта наукоемкой и высокотехнологичной про­дукции достиг в 2019 году 15 млрд долл. и увеличил­ся в 1,5 раза к 2015 году (10,2 млрд долл.). При этом значительный вклад внесла наша IT-сфера с экспор­том около 2 млрд долл.

В настоящее время идет работа по формирова­нию проекта Государственной программы иннова­ционного развития Республики Беларусь на 2021­2025 годы и согласованию проекта нормативного правового акта, утверждающего программу, с заин­тересованными.

С учетом практики реализации прошлой про­граммы проектом концепции при формировании проекта ГПИР 2021-2025 предусматривается ряд от­личий. В частности: смещение акцента на косвен­ные механизмы государственного стимулирования (налоговые, таможенные и иные преференции) реа­лизации проектов и мероприятий ГПИР; включение в ГПИР инновационных проектов, соответствующих единым приоритетным направлениям научной, на­учно-технической и инновационной деятельности; создание полного инновационного цикла «от идеи через НИОКР до производства» за счет реализации и финансирования в рамках ГПИР этапов освоения заданий, предусматривающих создание новой тех­ники, технологий и производств; формирование и реализация комплексных проектов; дифференци­ация объема господдержки из средств инновацион­ных фондов в зависимости от уровня внедряемых технологий и социальной направленности проек­та; предоставление потребителю права закупки из одного источника созданной на отечественных тех­нологиях в рамках ГПИР продукции в течение 3 лет с начала ее выпуска.

-   Для любого бизнеса, в т.ч. инновационно­го, важны финансы. Достаточно ли средств вкладывается в инновационные производ­ства? Каковы источники финансирования?

Ежегодно значительный объем государствен­ных средств направляется на финансирование про­ектов Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь. Основными государ­ственными источниками для осуществления финан­сирования данного направления являются сред­ства республиканского бюджета, предусмотренные на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, республиканский централизован­ный инновационной фонд и местные инновацион­ные фонды. В 2019 году из вышеназванных источ­ников на финансирование инновационных проек­тов Государственной программы направлено почти 130,0 млн руб. (в 2018 г. - 176,9 млн руб.).

Одновременно с этим, в связи с общемировой эко­номической рецессией, затронувшей в т.ч. и Беларусь, в 2020 году имеет место значительное сокращение доходной части инновационных фондов, которая на­прямую зависит от уплачиваемого в республиканский и местные бюджеты налога на прибыль, что негатив­ным образом сказывается и на финансировании инно­вационных проектов Государственной программы.

Следует отметить, что предприятия входят в Го­сударственную программу инновационного разви­тия в основном для получения средств инноваци­онных фондов. Иные значимые стимулы отсутству­ют. Вместе с тем выделение безвозвратных средств зачастую «расхолаживает» предприятия, что ведет к срыву установленных сроков реализации этапов по проектам ГПИР.

Объем средств инновационных фондов, направ­ляемых на реализацию инновационных проектов, не­достаточен, не позволяют не то что удовлетворить по­требности всех организаций, но даже, если брать го­довой объем средств, создать одно среднее высоко­технологичное предприятие.

В связи с изменением экономической ситуации в 2020 году прогнозируется снижение поступлений налога на прибыль в республиканский и местные бюджеты и соответственно - снижение объемов ре­спубликанского централизованного инновационно­го фонда, а также местных инновационных фондов. Поэтому привлечение внебюджетных средств для финансирования инновационных проектов сегодня является актуальной задачей.

В рамках ГПИР 2021-2025 нужно при ограничен­ных бюджетных ресурсах добиться максимального национального дохода, определяемого по системе национальных счетов.

Проведена оценка влияния доли привлекаемых на безвозмездной основе средств инновационных фондов на привлекательность проекта для субъек­та хозяйствования. Расчеты показали, что при росте доли безвозвратного бюджетного финансирования с 0 до 20% внутренняя норма рентабельности повы­шается почти на 8%, что сопоставимо со ставкой ре­финансирования Нацбанка. Таким образом, доля го­сударственного финансирования в размере 20% по­зволяет проект с рентабельностью в 5% при сроке окупаемости в 7 лет сделать привлекательным для банков, т.к. в этом случае его рентабельность будет выше средней ставки банков республики.

С экономической точки зрения государственные ресурсы как «финансовый рычаг» позволяют привле­кать больший объем кредитных ресурсов.

Определено, что объем привлекаемых на без­возвратной основе средств инновационных фондов в целом не может превышать 50% для проектов, ба­зирующихся на технологиях VI и более высоких тех­нологических укладов, не более 40% - для проек­тов V технологического уклада и не более 20% - для проектов IV и более низких технологических укла­дов. Для стимулирования создания инновационных производств, основанных на отечественных техно­логиях, при планировании объемов финансирова­ния из средств инновационных фондов на безвоз­вратной основе по проектам IV и V технологических укладов допускается применение повышающего ко­эффициента до 1,2.

По предварительной оценке такие подходы по­зволят увеличить объем финансовых ресурсов, при­влекаемых на реализацию проектов ГПИР, в 3,5 раза по отношению к средствам инновационных фондов.

-   Многие развитые страны пошли по пути венчурного финансирования, создания венчур­ных фондов. Что сделано в нашей стране? Как и кем поддерживаются стартапы?

-   Действительно, в Беларуси сейчас наблюда­ется повышенный интерес к прямым инвестициям и венчурному финансированию. Вместе с тем мы по­ка в начале пути, если принимать во внимание, что индустрия венчурного финансирования в США уже практически функционировала в середине прошло­го века, в Европе - в конце прошлого века, а первые венчурные фонды в России заработали 20 лет назад.

В рамках сотрудничества Белорусского иннова­ционного фонда и Российской венчурной компании в 2017 году создано Инвестиционное товарищество «Российско-белорусский фонд венчурных инвести­ций» (РБФВИ), ориентированное на финансирование белорусских и российских инновационных стар­тап-проектов. На сегодняшний момент профинанси­ровано три проекта, и напряженная работа продол­жается. Отмечу, что этим сделкам предшествовала работа по их отбору из порядка 400 стартапов.

Кроме РБФВИ свою деятельность осуществля­ют еще порядка 4 венчурных организаций белорус­ского происхождения, а также несколько иностран­ных организаций. Заметна активность 5 белорусских и иностранных акселераторов, поддерживающих стартапы на ранних стадиях. Существует сообщество белорусских бизнес-ангелов. Повторюсь: хоть рынок венчурного финансирования и находится на ранней стадии, но в состоянии активного роста.

Для поддержки стартап-проектов Государствен­ный комитет по науке и технологиям Республики Бела­русь при активном участии других государственных органов, организаций государственной и частной форм собственности организует проведение Респуб­ликанского конкурса инновационных проектов.

Республиканский конкурс инновационных про­ектов проводится ежегодно, начиная с 2010 года. С 2015 года в рамках конкурса реализована возмож­ность дальнейшей коммерциализации лучших ин­новационных проектов с помощью получения сер­тификата на сумму более 7,0 тыс. долл. США, что по­зволяет внедрить в экономику Республики Беларусь наиболее перспективные инновационные разработ­ки. За период 2015-2019 годов всего освоено 23 сер­тификата на коммерциализацию проектов.

Венчурное финансирование связывают с ускоре­нием инновационного развития и стимулированием стартап-компаний.

В 2019 году в Беларуси работало более двух де­сятков бизнес-инкубаторов, которые предоставляли молодым предпринимателям как платные, так и бес­платные услуги. В числе организаций, оказывающих услуги бизнес-инкубаторов, есть и ПВТ, предлага­ющий своим резидентам налоговые льготы в виде освобождения от всех корпоративных налогов, в т.ч. от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль и другие налоговые льготы и преференции.

-    Как складывается международное со­трудничество? Кто и как помогает Беларуси развиваться инновационно?

-   Беларусь придерживается многовекторной по­литики в сфере международного научно-техниче­ского сотрудничества, тем не менее ряд страновых приоритетов просматриваются достаточно четко: на двустороннем уровне к ним относятся Россия (СГ) и Китай, на многостороннем - Евразийский эконо­мический союз (ЕАЭС) и СНГ. Возрастает роль Евро­пейского союза.

С 1 января 2020 г. Беларусь приняла председа­тельство в органах Евразийского экономического со­юза. Президент Республики Беларусь А.Г Лукашенко, председатель Высшего Евразийского экономическо­го совета, в обращении к главам государств - членов ЕАЭС отметил важнейшие задачи, с решением кото­рых Беларусь связывает дальнейшее развитие ЕАЭС: разработка долгосрочной стратегической програм­мы инновационного развития, реализация крупных инфраструктурных и промышленных проектов, со­здание евразийских транснациональных компаний.

В настоящий момент для относительно неболь­шой экономики Беларуси, ориентированной на мас­совое промышленное производство и масштабный рынок сбыта, особенно актуально привлечение тех­нологий V-VI технологических укладов. В этой связи восстановление нарушенных экономических связей и использование научно-технической и инноваци­онной базы ЕАЭС позволят осуществить необходи­мую модернизацию белорусской экономики и при­влечь инвестиции.

В ЕАЭС разрабатывается стратегический с точки зрения научно-технического и инновационного со­трудничества нормативный документ - «Стратегиче­ские направления развития евразийской экономиче­ской интеграции до 2025 года» с целью определения механизмов реализации Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в ЕАЭС, объ­единения усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ.

Хочу подчеркнуть, что в рамках ЕАЭС сформиро­ваны системные инструменты углубления сотрудни­чества в области научных исследований и разрабо­ток, призванные обеспечить переход ЕАЭС к новому технологическому укладу и сервисно-ориентиро­ванной модели промышленного производства: ев­разийские технологические платформы (ЕТП).

Белорусские учредители заявлены во всех 16 сформированных ЕТП, в числе которых: 10 ин­ститутов и научно-производственных центров НАН Беларуси, 3 учреждения образования, 2 научно-­исследовательских института ведомственного под­чинения и др.

Формирование единого научно-технологиче­ского пространства Союзного государства Бела­руси и России (ЕНТП) осуществляется на основе объединения научно-технических потенциалов государств-участников. Создана и работает соответ­ствующая комиссия по его формированию. Прове­дено пять заседаний (последнее - в Минске в дека­бре 2019 г.).

Одним из важнейших инструментов функциони­рования ЕНТП является реализация союзных про­грамм. Их реализовано уже более 50. В настоящее время выполняются 7. Это разработка нового поко­ления электронных компонентов для систем управ­ления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения; комплексных технологий создания материалов, устройств и клю­чевых элементов космических средств; новых спи­нальных систем для хирургического лечения де­тей с тяжелыми врожденными деформациями и по­вреждениями позвоночника.

Активно развивается сотрудничество по линии СНГ Его можно разделить на две части - многосто­роннее и двустороннее.

К первому относится участие Беларуси в рабо­те Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах (МС НТИ). С 2015 года наша страна председательству­ет в организации, играет активную роль в формиро­вании направлений и форм сотрудничества. Возрастает роль сотрудничества с Евросоюзом, который, с одной стороны, является для Беларуси одним из основных доноров, с другой - удобным научным партнером, финансирующим масштабные программы международного сотрудничества в сфе­ре науки и инноваций, открытые для участия ученых из нашей страны. Усилия ГКНТ направлены на:

  • активизацию участия организаций и ученых республики в научных программах ЕС;
  • продвижение инноваций в состав приоритетов двустороннего сотрудничества Беларусь-ЕС.

Надо сказать, что Беларусь не имеет двусторонне­го сотрудничества с Евросоюзом в сфере науки и ин­новаций ввиду отсутствия договорной базы. Как вам известно, причина - не в нас. Но в последние годы идет достаточно активный диалог между ЕС и Бела­русью по созданию договорной базы сотрудничества. В рамках Координационной группы Беларусь-ЕС, в работе которой принимают участие и ГКНТ, и НАН Беларуси, вопрос научно-инновационного сотруд­ничества включен в перечень приоритетных. Данная тема входит также в повестку дня в рамках Восточ-ного партнерства. Мы участвуем в работе Платформы IV Восточного партнерства «Мобильность и контакты между людьми», координирующей взаимодействие между ЕС и странами Восточного партнерства (ВП) в программе «Горизонт 2020» и за пределами этой программы, и в Рабочей группе Восточного партнер­ства по науке и инновациям.

С начала текущей программы ЕС по науке и инно­вациям «Горизонт 2020» белорусские ученые приня­ли участие в более чем 50 проектах с общим объе­мом финансирования для белорусской стороны по­рядка 7 млн евро. Доказательством высокого уровня и конкурентоспособности отечественной науки в отдельных областях является участие белорусских организаций в двух из трех так называемых флагман­ских инициатив ЕС по разработке технологий буду­щего - «Графен». При этом общий объем финанси­рования Еврокомиссией проектов с участием пред­ставителей Беларуси и, соответственно, стоимость интеллектуальной собственности, к которой имеют доступ белорусские партнеры, составил 393 млн ев­ро, что более чем в 55 раз превышает стоимость их собственного интеллектуального вклада. Програм­ма еще не завершена, и мы надеемся, что появится ряд новых проектов с участием белорусских команд.

Беларусь входит в пятерку наиболее активных международных партнеров программы Марии Склодовской-Кюри, которая в составе программы «Гори­зонт 2020» финансирует развитие карьеры и между­народную мобильность исследователей, в т.ч. моло­дых (2019).

С 2017 года удвоилась активность белорусских ученых в COST, старейшей программе международ­ного сотрудничества ЕС: 32 проекта на май 2020 г. Так же как и проект технической помощи ЕС «MOST», эта программа помогает в установлении партнерских отношений, расширении профессиональных сетей, содействует росту узнаваемости отечественных ис­следователей в ЕС.

В интересах действующих и потенциальных бе­лорусских участников научных программ ЕС под эгидой ГКНТ работают Национальный информаци­онный офис программ ЕС по науке и инновациям и сеть контактных точек программы «Горизонт 2020». Помимо регулярных консультаций для заинтересо­ванных офис проводит информационные семинары и тренинги по подготовке заявок.

Следует отметить, что ГКНТ имеет богатый опыт сотрудничества со структурными подразделениями Организации Объединенных Наций в области разви­тия инновационной сферы. Так, с ЕЭК ООН реализо­ваны проекты по подготовке обзоров инновацион­ного развития Республики Беларусь (2011, 2017).

В целях оказания содействия Беларуси в совер­шенствовании государственной инновационной политики и повышении эффективности инноваци­онной деятельности в 2019-2020 годах ЕЭК ООН пре­доставил нашей стране техническую помощь по следующим направлениям: «Оценка эффективности государственной инновационной политики» и «Рас­ширение портфеля финансовых инструментов госу­дарственной инновационной политики за счет ин­струментов, которые допускают и учитывают риски как неотъемлемую характеристику инновационной деятельности».

В настоящее время проходит заключительный этап согласования проекта Страновой программы ПРООН для Республики Беларусь (2021-2025 гг.). Ос­новная цель программы - содействие эффективному развитию Беларуси как страны с сильной экономи­кой, развитым человеческим капиталом и высоким качеством жизни на основе широкого внедрения цифровых и зеленых технологий, развития частной инициативы, содействия региональному и местно­му развитию, в т.ч. районов, пострадавших от черно­быльской катастрофы. Предполагаемый бюджет про­граммы - 52,6 млн долл. США.

Помимо софинансирования проектов междуна­родной технической помощи предусматривается апробация возможности привлечения ПРООН для оказания национальным партнерам услуг по разви­тию. ПРООН может оказывать услуги в таких сферах, как развитие предпринимательства, содействие ин­новационной и инвестиционной деятельности, реа­лизация мер по смягчению последствий и адаптации к изменению климата, содействие развитию регио­нов, а также укрепление потенциала национальных партнеров и др. Программа в целом построена на использовании инновационных подходов в реше­нии поставленных в ней задач. Активное участие ГКНТ в ее реализации очевидно.

ГКНТ достаточно активно выстраивает взаимо­действие с Постоянным представительством ПРООН в Беларуси. Не так давно прошла видеовстреча с его ру­ководителем - Постоянным представителем ПРООН в Республике Беларусь, на которой обсуждались возможные направления совместной деятельности. Кстати, были затронуты вопросы подготовки про­екта стратегии Беларуси в сфере интеллектуальной собственности на 2021-2030 годы, создания Центра научно-технологического прогнозирования в Респу­блике Беларусь, создания на территории Беларуси совместных с Белорусским инновационным фондом венчурных фондов для реализации инновацион­ных проектов, соответствующих приоритетным на­правлениям и Целям устойчивого развития, участия в деятельности Акселерационной лаборатории на базе офиса ПРООН, которая будет заниматься уско­рением и поиском решений в области инновацион­ного развития.

В рамках расширения географии международно­го научно-технического сотрудничества и выхода на новые рынки с 2015 года впервые начата реализа­ция совместных научных проектов с такими страна­ми, как Израиль, Словакия, Куба, Монголия, Пакистан и Узбекистан.

-   Как складывается сотрудничество со Сколково?

-   Взаимодействие между ГКНТ и Фондом «Скол­ково» началось уже давно и осуществляется по це­лому ряду направлений. Для их структуризации и придания дополнительного импульса совместной работе в прошлом году между нами было подписано соглашение о сотрудничестве, которое открыло но­вые возможности совместной работы.

Между нашими структурами осуществляется по­стоянный обмен информацией об имеющихся до­стижениях в вопросах, представляющих интерес для обеих сторон. Через ГКНТ предоставляется до­ступ белорусским инновационным компаниям к сер­висам экспертизы, информационной поддержке в Фонде и Технопарке «Сколково».

Стороны периодически размещают информаци­онные материалы о совместной деятельности на ад­министрируемых веб-сайтах и страницах в социаль­ных сетях; информируют друг друга об имеющихся программах и иных инструментах поддержки и фи­нансирования инновационной и научно-техниче­ской деятельности.

Реализуются совместные программы обучения сотрудников организаций двух стран, занятых ис­следованиями и технологическим предпринима­тельством, в т.ч. с использованием инфраструктуры Фонда «Сколково» и инструментов Комитета.

Сотрудничество ведется в направлении совмест­ного продвижения на рынки стран, поиска партне­ров для размещения заказов, поиска потребителей в проектах коммерциализации.

По линии Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инно­вационной сферах государств - участников СНГ Фонд, являясь оператором Межгосударствен­ной программы инновационного сотрудниче­ства государств - участников СНГ на период до 2030 года, осуществляет сопровождение, реали­зацию, мониторинг и управление ее операцион­ной деятельностью, на постоянной основе ока­зывает содействие участникам и исполнителям межгосударственных инновационных проектов в поиске партнеров из государств - участников СНГ, а также разработок и технологий, представ­ляющих взаимный интерес.

Решением Экономического совета СНГ, состояв­шегося 13 марта 2020 г., по представлению Оператора и Наблюдательного совета Межгоспрограммы Мин­скому городскому технопарку придан статус цен­тра коммерциализации, на очереди - ГУ «БелИСА». Это, безусловно, содействует кооперации научных и бизнес-организаций в деятельности на благо эко­номики обеих стран.

-   Какие новые технологии будут внедрять­ся в здравоохранение в связи с пандемией?

-   Данный вопрос находится в компетенции Министерства здравоохранения Республики Бе­ларусь. Со своей стороны могу добавить, что раз­рабатывается проект концепции научно-техниче­ской программы Союзного государства - «Новые биомедицинские клеточные продукты и методы их применения в лечении социально значимых и на­следственных заболеваний человека» («Стволовые клетки 2»).

Проект концепции научно-технической про­граммы Союзного государства - «Технологическая платформа идентификации новых молекулярных мишеней среди мембранных белков и их комплек­сов» («Союз-Биомембраны») направлен на разра­ботку инновационных лекарственных средств но­вого поколения, а также создание эффективных средств диагностики.

Кроме того, разрабатывается проект концепции научно-технической программы Союзного государ­ства - «Создание инновационной аппаратуры для диагностики социально значимых заболеваний че­ловека в месте нахождения пациента» («Лабтех»).

-   Что сегодня предлагает миру Беларусь? Какая инновационная продукция экспортиру­ется и куда?

-   На сегодняшний день Беларусь экспортиру­ет высокотехнологичную и наукоемкую продукцию в 197 стран мира. Экспорт товаров высокого техно­логического уровня осуществляется по 289 товар­ным позициям. Экспорт наукоемких услуг осущест­вляется по 28 видам услуг.

Несмотря на довольно широкую географию и разнообразную номенклатуру экспорта наукоем­кой и высокотехнологичной продукции, наблюда­ется определенная специализация экспорта по ос­новным видам товаров и услуг. Так, более 50% по­ставок товаров высокого технологического уровня составляет продукция машиностроительного ком­плекса страны. Данная продукция ориентирована прежде всего на российский рынок. В частности, в 2019 году машиностроительным комплексом по­ставлено на экспорт продукции высокого техноло­гического уровня на 5,8 млрд долл. США, из кото­рых 4,0 млрд долл. экспортировано в Российскую Федерацию.

География экспорта наукоемких услуг значитель­но отличается. Следует отметить, что экспорт соот­ветствующих услуг представлен прежде всего сектором информационно-коммуникационных техно­логий, который ориентирован на рынки западных стран. В частности, по итогам 2019 года сектором ИКТ экспортировано услуг на сумму 2,4 млрд долл. США, в т.ч. в США на сумму 964,6 млн долл. США, в страны ЕС на сумму 909,8 млн долл. США.

-    Германия пошла по пути Industry 6.0, ро­боты, умные вещи и т.п. Как с этим обсто­ят дела в нашей стране? На что ориентиро­ваться директорскому корпусу?

-   Концепция Индустрии 5.0 и 6.0 в настоящее вре­мя используются как теоретические конструкции для долгосрочного прогнозирования развития тех­нологий. При этом, если переводить разговор об Ин­дустрии 5.0 и 6.0 в практическую плоскость, то речь идет о дальнейших качественных изменениях в сфе­ре информационно-коммуникационных технологий с акцентом на искусственный интеллект, биотехно­логии, включая генно-инженерные и клеточные тех­нологии, а также технологии в области роботострое­ния, приборостроения и аддитивные технологии. Все перечисленные технологические направления включены в перечень приоритетных направлений развития научной, научно-технической и иннова­ционной деятельности на 2021-2025 годы, утверж­денный Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2020 г. № 156. Именно на этот перечень и следует ориентироваться директорскому корпусу, поскольку в предстоящем пятилетнем периоде на эти направления будут сконцентрированы основные усилия в рамках государственной политики.

-    Наука идет впереди технологий. Не слиш­ком ли далеко она ушла от практики? Как ско­ро разработки ученых внедряются в жизнь?

-    Обязательным требованием при финансиро­вании научно-технической и инновационной дея­тельности является обеспечение эффективности использования капиталовложений. Если бюджетные средства направлены на выполнение разработки, то должен быть получен результат.

В Беларуси основным механизмом разработки и внедрения новшеств в производство являются научно-технические программы. За текущую пяти­летку только в рамках научно-технических программ отечественными учеными создано почти 3 тыс. нов­шеств, в т.ч. около 230 новых видов машин, прибо­ров, оборудования, почти 50 новых материалов и ве­ществ, около 170 технологических процессов, почти 70 сортов растений, часть которых уже успешно про­шла Государственное сортоиспытание и включена в Государственный реестр сортов, также разработан ряд иных новшеств.

От начала выполнения научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских работ до внедре­ния новшеств в производство, как правило, прохо­дит не больше трех лет. Данный срок нормативно закреплен. Вместе с тем, например, НИОК(Т)Р по раз­работке и освоению в производстве электробусов, которые сейчас стали неотъемлемой частью город­ского пассажирского транспорта Минска, заняли два года. Больший период занимает внедрение иннова­ций в медицине, селекции, семеноводстве и иных сферах, где требуется проведение достаточно дли­тельных испытаний.

-    Для инновационного бизнеса важны ин­фраструктура, создание технопарков? Как у нас обстоят дела с развитием экосреды?

-   Создание субъектов инновационной инфра­структуры, к которым относятся технопарки, центры трансфера технологий, является одним из наиболее эффективных инструментов по развитию инноваци­онного предпринимательства. В настоящее время в Беларуси функционируют 17 научно-технологиче­ских парков (технопарков) и 8 центров трансфера технологий, при этом 7 из 17 технопарков созданы при университетах, что способствует притоку квали­фицированных специалистов в предприниматель­ство и активному внедрению инновационных разра­боток в производство.

Общее количество резидентов технопарков увеличилось с 146 до 184 организаций. Количе­ство работников резидентов технопарков по ито­гам 2019 года составило 2886 человек, что на 25,2% выше уровня прошлого года (в 2018 г. - 2305 чело­век). По итогам 2019 года объем выпуска продукции (работ, услуг) резидентами технопарков составил 148,4 млн руб. (в 2018 г. - 117,8 млн руб.), в т.ч. инно­вационной - 94,0 млн руб. (в 2018 г. - 86,7 млн руб.).

Настолько впечатляющие темпы развития инно­вационной инфраструктуры во многом обусловле­ны значительным объемом государственной под­держки, которая предоставляется с помощью раз­нообразных механизмов. Прежде всего ежегодно из инновационных фондов выделяются средства на развитие материально-технической базы техно­парков. Так, в 2019 году на эти цели было выделено 44,9 млн руб. Кроме того, технопаркам и их рези­дентам предоставляются значительные налоговые льготы. В частности, технопарки освобождены от земельного налога и налога на недвижимость. Для технопарков и их резидентов снижена ставка нало­га на прибыль с 18 до 10%. В настоящее время раз­работан и проходит согласование проект норматив­ного правового акта, предполагающий полное осво­бождение технопарков и их резидентов от налогов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, к ко­торым относится налог при упрощенной системе на­логообложения. Это особенно актуально для малых инновационных предприятий (стартапов). Кроме то­го, с 2018 года внедрен новый механизм формирова­ния фондов инновационного развития технопарков, который пополняется из отчислений резидентов. В свою очередь, резиденты вычитают уплачиваемую сумму из своих налогов. Указанные фонды могут ис­пользоваться технопарками как для развития мате­риально-технической базы, так и для финансирова­ния инновационных проектов своих резидентов.

-    Интеллектуальная собственность, изо­бретения, промышленные образцы - досто­яние страны или их создателей? Как государ­ство защищает прогрессивные идеи?

-   Инновационное развитие Беларуси неразрыв­но связано с созданием и внедрением новых и про­рывных результатов научной и научно-технической деятельности.

Одним из ключевых условий для обеспечения эф­фективного использования таких результатов явля­ется наличие современной системы охраны, управ­ления и защиты интеллектуальной собственности. В Беларуси такая система создана.

Белорусское законодательство в сфере интел­лектуальной собственности не только соответству­ет международным стандартам, но и, что самое глав­ное, позволяет выбирать тот или иной способ ох­раны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и использовать этот инструмент ре­гулирования общественных отношений для повы­шения конкурентоспособности национальной эко­номики.

Одной из главных задач правового регулиро­вания интеллектуальной собственности является именно сохранение баланса между общественны­ми интересами и правами авторов разработок. На сегодняшний день правовые механизмы позволяют автору получить вознаграждение за его творческий труд, а обществу и государству - возможность ис­пользовать результаты этого труда при соблюдении установленных требований.

В нашей стране органом управления, проводя­щим государственную политику и осуществляющим регулирование в сфере охраны прав на объекты ин­теллектуальной собственности, является Государ­ственный комитет по науке и технологиям Респуб­лики Беларусь. Непосредственную охрану прав на объекты интеллектуальной собственности и выпол­нение определенных законодательством функций патентного органа обеспечивает государственное учреждение «Национальный центр интеллектуаль­ной собственности».

Подтверждением эффективности существующей системы интеллектуальной собственности в пер­вую очередь служит оборот прав на объекты интел­лектуальной собственности. В Республике Беларусь активно развивается рынок интеллектуальной соб­ственности. Так, в 2019 году было зарегистрирова­но 778 договоров на объекты права промышленной собственности, из них 109 договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Всего к началу нынешнего года заключено 6410 ли­цензионных соглашений, а также 4930 договоров уступки прав на объекты промышленной собствен­ности. Значительными темпами развития в послед­нее время характеризуется и экономика интеллек­туальной собственности. Так, по итогам года экспорт услуг в области платы за пользование объектами ин­теллектуальной собственностью превысил 100 млн долл. США.

-    Каким вы видите будущее белорусской экономики? По тому ли пути мы идем и на­сколько расторопно?

-   Будущее белорусской экономики неразрывно связано с научно-техническим и инновационным развитием. Главой государства поставлена серьез­ная задача по достижению к 2025 году ВВП страны на уровне 100 млрд долл. США в эквиваленте. При этом Беларусь не обладает природными ресурсами в достаточном количестве. Поэтому решить постав­ленную задачу можно только через внедрение ин­новаций, создание новых производств с высокой до­бавленной стоимостью и обеспечение соответству­ющего роста производительности труда.

Таким образом, главная цель инновационного развития на ближайшее время заключается в дости­жении нового качества экономического роста на ос­нове цифровой трансформации б из нес-процессов и широкомасштабного распространения инноваций во всех сферах жизнедеятельности белорусского общества.

В свою очередь, основными задачами инноваци­онного развития страны видятся: обеспечение раз­вития всех компонентов национальной инноваци­онной системы, совершенствование механизма ее управления на основе сочетания административ­ных и экономических методов; обеспечение каче­ственных сдвигов в отраслевой и технологической структуре национальной экономики на основе ши­рокомасштабного внедрения технологий V-VI тех­нологических укладов; обеспечение развития про­мышленного комплекса как основного потребителя инноваций на современной технологической базе и новых организационных принципах управления производством, формирование смарт-индустрии; дальнейшее развитие национального рынка научно­технической и инновационной продукции и соот­ветствующей инфраструктуры поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельно­сти.

Экономика Беларуси должна работать так, чтобы обеспечивать выполнение главной цели - достиже­ние устойчивого сбалансированного экономическо­го роста с темпами выше среднемировых.

Несмотря на все трансформации, в основе нацио­нальной экономики по-прежнему будет оставаться материальное (прежде всего промышленное) произ­водство. Делается ставка на углубленную переработ­ку местного сырья и наращивание экспорта высоко­технологичной продукции с участием ПВТ, китайско-­белорусского индустриального парка «Великий ка­мень», резидентов свободных и специальных эко­номических зон. Белорусские предприятия должны наилучшим образом встраиваться в глобальные це­почки добавленной стоимости. Это не только тренд, но и экономическая необходимость.

Президент назвал четыре опоры, на которых бу­дет базироваться среднесрочное экономическое развитие страны: создание наилучших условий для привлечения инвестиций в экономику, повышение производительности труда за счет стимулирования деловой активности, расширение внешней торговли через освоение новых экспортных рынков и карди­нальное изменение ситуации в демографии.

«Генеральный Директор»