«Механизм коммерциализации развивается», интервью Александра Шумилина журналу «Наука и инновации»

29 августа 2018

Интервью

Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2018 г. №240 приняты изменения в Указ Главы государства №59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств». Комментарий по этому поводу мы получили у Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, доктора экономических наук Александра ШУМИЛИНА.


– Александр Геннадьевич, претерпела ли изменения терминология в новой редакции Указа?

– С учетом практикоприменения норм Указа терминология скорректирована. В документе уточнены некоторые термины, а также введены новые понятия, такие как «задание для бюджетной организации», «передача имущественных прав на результат научно-технической деятельности», «предоставление права на использование результата НТД», «социальный эффект», которые исключают разночтения норм Указа и обеспечивают более четкое определение профессиональных терминов. В частности, под заданием для бюджетной организации – получателя средств инновационных фондов подразумевается утверждаемый государственным заказчиком документ, который предусматривает технико-экономические параметры и сроки выполнения конкретной НИОКТР за счет предоставленных государственных средств.

В новой редакции значительно расширено понятие «передача имущественных прав на результат НТД». Сейчас в перечень таких результатов входят сведения, составляющие секреты производства (ноу-хау), объекты интеллектуальной собственности, документированная научно-технической информация, не являющаяся объектом интеллектуальной собственности. В Указе №240 детализирована формулировка дефиниции «социальный эффект». Под ним понимаются изменения в экономической, социальной, культурной, экологической, правовой и политической сферах, которые создают условия для развития личности и повышения качества жизни, обусловленные использованием результатов НТД (в том числе при принятии государственными органами и организациями административно-управленческих мер и решений), и не связаны с возмездной реализацией результатов НТД или товаров (работ, услуг), создаваемых с применением таких результатов.

– Самый острый вопрос в этой области – распределение прав на результаты НТД, полученные за счет или с частичным использованием средств бюджета. Какие новеллы содержатся в новом  документе на сей счет?

– В соответствии с новой редакцией Положения о коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь №240, решения об определении обладателя имущественных прав на результаты НТД, о передаче таких прав и предоставлении права на использование результатов другим лицам, а также сроках и способах коммерциализации принимаются государственным заказчиком, при необходимости – коллегиально. В отношении результатов НТД, охраноспособных в качестве ОИС, правообладатель устанавливается в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности. Исполнители получили возможность по согласованию с государственным заказчиком безвозмездно предоставлять право на использование результатов НТД резидентам Республики Беларусь при условии последующей коммерциализации этих результатов. Данная норма способствует созданию более благоприятных условий для разработчиков в  планевнедрения своих новаций в практику. Для предотвращения утечки за рубеж результатов, полученных за счет бюджетных средств, предусматриваются дополнительные требования в отношении безвозмездной передачи имущественных прав на результаты НТД негосударственным субъектам хозяйствования или организациям, созданным с участием иностранных лиц.

– Выявленные нарушения законодательства и условий государственных контрактов, которые касаются вопросов правовой охраны, государственного учета и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований, стали достаточно резонансными в научной среде и сопровождались нежеланием исследователей и разработчиков осваивать выделяемые бюджетом средства. Получили ли ученые право на риск?

– В новой редакции Указа учитывается риск научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет определения существенных объективных причин: обстоятельств непреодолимой силы, принятия актов законодательства, запрещающих изготовление и реализацию определенных товаров, ликвидации юридического лица, определенного в качестве изготовителя товаров, исполнителя работ и услуг, на стадии коммерциализации этих результатов в случае, если указанный субъект был единственным в Беларуси производителем данной продукции. Возникновение какого-либо из перечисленных обстоятельств на этапе освоения созданной продукции освободит добросовестных заказчиков и исполнителей от ответственности в случае невыполнения поставленных задач и позволит избежать отказа от проведения работ с повышенными рисками по ряду важных для страны направлений.

– Изменились ли сроки и способы коммерциализации результатов НТД?

– Как правило, период, в течение которого продукт необходимо вывести на рынок, ограничивается тремя годами после завершения НИОКТР. В новой редакции Положения предусмотрена возможность устанавливать время обеспечения коммерциализации результатов НТД с учетом их специфики – необходимости получения патентов, проведения продолжительных клинических испытаний и др. Данная норма позволит государственному заказчику по согласованию с ГКНТ продлить срок внедрения разработок в случае, если это обусловлено конкретными объективными причинами.

Что касается способов коммерциализации результатов НТД, то следует отметить, что в Указе подробно представлен перечень возможных вариантов. Среди них – реализация товаров, работ, услуг, создаваемых с применением результатов НТД, или использование последних для собственных нужд; предоставление или полная передача на возмездной основе другим лицам права на использование результатов НТД; безвозмездная передача сведений (или их части), составляющих секреты производства (ноу-хау), документированной научно-технической информации, а также имущественных прав на результаты НТД или безвозмездное предоставление права на их использование с условием последующей коммерциализации приобретателем этих прав; возмездная передача сведений (или их части), составляющих секреты производства (ноу-хау) и документированной научно-технической информации.

– В значительной доработке нуждались нормы законодательства, касающиеся стимулирования интеллектуального творчества и новаторов, создающих продукт, основанный на интеллекте. Устранен ли законодателем этот недостаток?

– Правительством нашей страны поставлена задача выработать системные меры по стимулированию создания и использования объектов права промышленной собственности в рамках реализации стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012–2020 годы. В этой связи нормативные акты, регулирующие данную сферу, постоянно совершенствуются. Так, 5 июля текущего года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь №523, которым в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» были внесены изменения, в том числе и в постановление Совета Министров Республики Беларусь №368 «Об утверждении Положения о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности». Оно дополнено нормами, регулирующими порядок выплаты и исчисления размера компенсации, право на которую имеет работник в случае, если наниматель не получит патент на служебный ОПС согласно поданной им заявке по зависящим от него причинам.

В свою очередь Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь принял следующие постановления: «Об определении форм документов на выдачу патента на изобретение»; «Об определении форм документов на выдачу патента на полезную модель»; «Об определении форм документов на выдачу патента на промышленный образец»; «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь»; «О некоторых вопросах ведения государственных реестров объектов права промышленной собственности».

– Приняты ли изменения в порядке формирования системы учета результатов НИОКТР?

– Да, такие поправки есть. Теперь в государственном реестре необходимо регистрировать результаты НТД, которые подлежали обязательной коммерциализации, а также не подлежащие обязательной коммерциализации результаты НТД, в отношении которых государственным заказчиком предусмотрено введение их в гражданский оборот. Содержащиеся в государственном реестре сведения о номере и дате регистрации прав на результаты НТД, наименование данных результатов указываются в договорах, которые предусматривают передачу обладателем другому лицу имущественных прав на разработку или прав на ее использование.

Таким образом, механизм коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств, стал более совершенным и будет способствовать выполнению перспективных научно-технических разработок, в том числе с высокой степенью риска.




Картинка для анонса: Array