наверх

«Все грани будущего», интервью Александра Шумилина газете «Рэспубліка»

«Все грани будущего», интервью Александра Шумилина газете «Рэспубліка»

Интервью         Просмотров: 141 Вернуться назад

«Все грани будущего», интервью Александра Шумилина газете «Рэспубліка»

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее. Эта знаменитая цитата из «Алисы в стране чудес» сегодня как нельзя точно описывает положение дел в сфере промышленного производства. Технологии вчерашнего дня сегодня смерти подобны: это потеря и рынков, и конкурентоспособности. Нам пока есть над чем работать. Несмотря на то что экспорт высокотехнологичной продукции растет и по итогам года прогнозируется на уровнне 14,3 миллиарда долларов, крупные инновационные производства открываются не так быстро, как хотелось бы. 

Тем не менее до 2025 года в стране появятся современнейшие компании в машиностроении, энергетике, медицине, агропромышленном комплексе. Словом, в тех отраслях, которые уже сейчас дают львиную долю ВВП. Об этом и не только в интервью газете «Рэспубліка» рассказал председатель Государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин. 

Опережающий рост 

— Александр Геннадьевич, давайте начнем наш разговор с цифр. В прошлом году экспорт наукоемкой продукции вырос на 20 процентов и достиг почти 14 миллиардов долларов. На какую цифру ориентируетесь в 2019-м? 

— В первом полугодии доля экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции достигла 36 процентов, это уже на 3,5 процентных пункта выше целевого значения на год. Если говорить о стоимостном выражении — это 7,2 миллиарда долларов. Учитывая ожидаемые темпы прироста, экспорт такой продукции по итогам года планируется на уровне 14,3 миллиарда долларов, а в 2020-м — не менее 14,5 миллиарда долларов. 

— Планировалось, что в этом году в стране заработает более 20 крупных инновационных производств. Сколько уже введено в эксплуатацию и сколько создано высокоэффективных рабочих мест? 

— За первые шесть месяцев в стране заработало 5 новых инновационных производств. Среди них — созданное Национальной академией наук производство оптических компонентов и лазерных систем с диодной накачкой нового поколения и внедренная на предприятии «Витебские ковры» технология производства полипропиленовых нитей. Всего в стране в рамках создания новых производств появилось более 1200 новых рабочих мест. Еще 322 рабочих места создано технопарками и их резидентами. По итогам года мы планируем ввести в эксплуатацию 22 новых производства и создать более 1800 новых высокоэффективных рабочих мест.

Хочу обратить внимание: с учетом длительности процедур открытия финансирования проектов, проведения закупок, поставки и монтажа оборудования ввод в эксплуатацию большей части производств запланирован на 4-й квартал года.

Будущее за умными технологиями 

— В проекте Указа «О приоритетных направлениях научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021-2025 годы» уже определены шесть основных направлений. Расскажите подробнее о каждом из них — на что делается ставка, за чем будущее?

— Проект указа уже прошел несколько обсуждений и согласований, последнее — на заседании совместной коллегии ГКНТ и президиума НАН Беларуси. Благодаря детальному и многостороннему обсуждению мы выработали 6 приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021-2025 годы: наукоемкие информационно-коммуникационные, цифровые и междисциплинарные технологии; биологические, химические, медицинские и фармацевтические технологии; энергетика, экология и рациональное природопользование; машиностроение и инновационные материалы; агропромышленные и продовольственные технологии; обеспечение безопасности человека, общества и государства.

Основное отличие документа от приоритетных направлений этой пятилетки в том, что наукоемкие информационно-коммуникационные, цифровые и междисциплинарные технологии, которые пока еще рано называть традиционными для белорусской экономики, но уже имеющие задел в экономике (например, ПВТ), становятся авангардом развития в предстоящей пятилетке.

В них входят такие ключевые направления, как технологии развития информационного общества, аэрокосмические и геоинформационные технологии, искусственный интеллект и робототехника, средства связи и вычислительные средства, технологии умного города, электрические и беспилотные транспортные средства, лазерные, плазменные, оптические технологии, микро-, опто- и СВЧ-электроника, фотоника, микросенсорика, радиоэлектронные системы и технологии, наноматериалы и нанотехнологии, нанодиагностика и другие высокотехнологичные направления. 

Именно эти технологии должны стимулировать создание новых производств соответствующего профиля, а возможно, и новых сфер и отраслей национальной экономики. Потенциально они могут дать стране «проекты будущего», как того требует Президент. При этом в проекте указа есть приоритеты по медицине, энергетике, машиностроению и агропромышленному комплексу. То есть по отраслям и сферам, которые уже традиционно присутствуют в нашей экономике и дают львиную долю ВВП.

Но во всех них предусмотрены высокотехнологичные направления. Например, в приоритете «Энергетика, экология и рациональное природопользование» предусмотрены новые виды энергетики — зеленая, умная, гибридная. Приоритет «Биологические, химические, медицинские и фармацевтические технологии» включает, например, такое высокотехнологичное направление, как геномные и постгеномные, клеточные, микробные, медицинские и промышленные биотехнологии.

В приоритет «Машиностроение и инновационные материалы» ставка делается на наукоемкие и высокотехнологичные направления, такие как производственные и роботизированные комплексы, композиционные и многофункциональные материалы и инженерия поверхности. Агропромышленные и продовольственные технологии, о которых, казалось бы, все известно, включают, например, такое пока не совсем обычное для Беларуси направление, как умная ферма — полностью автономный, роботизированный сельскохозяйственный объект, предназначенный для разведения сельскохозяйственных видов животных в автоматическом режиме, не требующий участия человека (оператора, животновода, ветеринара и др.).

Безусловно, подобный документ нельзя представить без приоритета по обеспечению безопасности человека, общества и государства, который включает такие важные для страны направления, как человек, общество и государство, история, культура, образование и молодежная политика, физическая культура, спорт и туризм, национальная безопасность и другое.

Таким образом, не учитывать и не развивать традиционные сферы деятельности, концентрируясь только на ИКТ и цифровизации, было бы неправильно, так как это однозначно бы повлияло на снижение конкурентоспособности соответствующих отраслей и сфер в сопоставлении с аналогичными отраслями и сферами в ближнем и дальнем зарубежье. А это может означать только одно — потеря рынков сбыта со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

В целом проект указа сформирован нашими учеными и производственниками по принципу «думаем о будущем, но не забываем о действительности». 

Новые рабочие места 

— Недавно вы подробно рассказывали о том, как изменится порядок реализации научно-технических программ. Если говорить в целом, он упростится? 

— Порядок стал и проще, и понятнее. Теперь экспертизу проекта программы и каждого отдельного задания будут осуществлять только государственные экспертные советы. Создавать отдельные координационные советы для рассмотрения программ больше не нужно. Это позволило исключить «размывание ответственности» при рассмотрении научно-технических программ. Кроме того, теперь исполнитель точно знает перечень обстоятельств, при которых в случае необеспечения выпуска продукции в установленном объеме не будет требоваться возврат бюджетных средств. 

С учетом внесенных в законодательство изменений исполнителю надо будет особое внимание уделить проработке маркетинговой составляющей предлагаемого проекта. Но эти дополнительные трудозатраты окупятся, поскольку исполнитель получит детальные сведения относительно востребованности разрабатываемой продукции на отечественном и мировом рынках, перспектив ее освоения. В целом нововведения делают порядок разработки научно-технических программ более понятным и привлекательным для исполнителей, в том числе за счет снижения рисков, и в то же время нацеливают на достижение необходимого эффекта от реализации заданий.

— Не так давно в госпрограмму инновационного развития включили еще 21 инновационный проект. Можно ли теоретически просчитать отдачу от них: сколько рабочих мест будет создано, насколько вырастет наш экспорт? В какую сумму оценивается реализация этих проектов? Назовите, пожалуйста, самые интересные и уникальные на ваш взгляд.

— Мы ожидаем, что реализация этих проектов позволит создать около 400 высокопроизводительных рабочих мест. Стоимость реализации новых проектов — более 140 миллионов рублей, в том числе 63 миллиона рублей — за счет средств инновационных фондов. При этом после ввода производств в эксплуатацию планируемый годовой объем выпускаемой продукции по данным проектам составит порядка 300 миллионов рублей.
Среди новых проектов хочу выделить организацию производства оригинальных биорезорбируемых полифункциональных лекарственных препаратов; создание механосборочного производства мелкосерийных изделий на базе аддитивных технологий; производство новых видов продукции медицинского назначения, организацию на базе Минского НПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии уникального для страны банка стволовых клеток, клапанных и сосудистых аллографтов и другое. (...)

Полную версию интервью читайте в газете «Рэспубліка».