наверх

Ставка на интеллект

Ставка на интеллект

Статьи         Просмотров: 202 Вернуться назад

Ставка на интеллект

Успешную экономику невозможно представить без инноваций. Технологические решения ученых и разработчиков способны изменить облик не только отдельных производств, но целых отраслей национальной экономики. В проекте программы социально-экономического развития страны до 2025 года говорится, что Беларуси необходимо «догнать» по уровню инновационного развития своих соседей — Чехию, Словакию и Венгрию. По каким показателям мы отстаем и почему? Как будет развиваться научная экосистема? В каких городах откроются новые технопарки? На эти вопросы «Республики» ответил первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям кандидат экономических наук Андрей Косовский.



Основные векторы

В ближайшую пятилетку будут реализованы задания научно-технических программ, проектов и мероприятий Государственной программы инновационного развития на 2021—2025 годы (ГПИР). Ее цель — максимально использовать интеллектуальный потенциал белорусской нации и достигнуть уровня инновационного развития стран-лидеров в регионе Восточной Европы.

В программе предлагается обеспечить лучшие условия осуществления и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности с учетом мирового опыта, ускорить развитие высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики и создать новые, закрепиться на мировых рынках, а также обеспечить инновационное развитие традиционных отраслей экономики на уровне Евросоюза на основе повышения наукоемкости производств.

Проект программы социально-экономического развития до 2025 года предусматривает наращивание наукоемкости ВВП до процента. Напомню, этот показатель рассчитывается как отношение затрат на научные исследования и разработки к ВВП. Сегодня наукоемкость ВВП составляет 0,59 процента.

Чем именно грозит низкий уровень затрат на науку? Во-первых, он оказывает влияние на количество ученых в стране. Это вполне естественная закономерность: чем больше средств вкладывается в науку, тем больше людей вовлекается в эту сферу. В нашей стране на каждые 10 тысяч населения приходится около 19 ученых, в странах ЕС — в среднем почти 57 ученых. К 2025 году количество исследователей на 10 тысяч жителей должно увеличиться как минимум до 35 человек.

Во-вторых, показатель наукоемкости ВВП тесно связан с уровнем инновационной активности предприятий. В Беларуси 24,5 процента промышленных организаций осуществляют инновации.

К 2025-му планируется увеличить долю инновационно-активных организаций до 30,5 процента.

Вопросы финансирования

В следующей пятилетке постепенно произойдет переформатирование господдержки реализации инновационных проектов. Именно с помощью перехода на возвратную, но льготную основу финансирования и развития косвенных механизмов поддержки (льгот и стимулов).

Сегодня самым востребованным механизмом финансирования проектов выступают безвозвратные средства инновационных фондов. Плюсы такого подхода — возможность профинансировать проект, не обременяя предприятие кредитными обязательствами. Вместе с тем подобное предоставление бюджетных средств порождает закономерную тенденцию по усилению контроля со стороны государства за целевым и эффективным использованием таких ресурсов. Для сравнения в случае возвратного финансирования (кредитования) основные риски за неэффективные инвестиции несет само предприятие. Даже если проект не окажется настолько успешным, как это обещал бизнес-план, исполнитель проекта несет обязательство по возврату кредита в установленные договором сроки. Это и есть контроль рублем.

Совсем иная ситуация с безвозвратной поддержкой, окупаемость которой может наступить только при условии, что проект успешен, созданы рабочие места, налажен выпуск продукции, с оборота которой платятся налоги в бюджет страны. То есть при безвозвратной поддержке мы ожидаем, что деньги в бюджет вернутся через налоги с нового производства. Соответственно, если с проектом что-то пошло не так, производство не создано и налоги не платятся, то все риски берет на себя государство и это чистые потери бюджета.

Одним из возможных подходов по упрощению доступа к финансовым ресурсам является разработка специальных механизмов кредитования инновационных проектов. На данный момент работа по созданию такого механизма ведется с ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Уже сейчас понятно, что для внедрения новых подходов предстоит коренное изменение законодательства в области формирования и расходования средств инновационных фондов.

Расширяем инфраструктуру

Одно из ключевых направлений инновационной политики до 2025 года — ускоренное развитие инфраструктуры в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности.

ГКНТ продолжит развивать сеть отраслевых лабораторий и центров коллективного пользования оборудованием, создавать технопарки (филиалы технопарков) в крупных районных центрах: Барановичах, Борисове, Бобруйске, Кобрине, Молодечно, Орше, и, что немаловажно, формировать в них центры прототипирования и промышленного дизайна, коллективного пользования оборудованием, инжиниринговые центры, лабораторные комплексы, коворкинг-центры и другое, а также привлекать внебюджетные источники финансирования развития субъектов и так далее.

На данный момент ГКНТ рассматривается вопрос о регистрации двух юридических лиц в качестве субъектов инновационной инфраструктуры (технопарков), причем в случае регистрации один из технопарков будет действовать на базе университета.

15 января 2021 года статус технопарка получило ООО «Нейрон Технолоджис». Организация деятельности технопарка предполагает содействие широкомасштабной коммерциализации стартапов и готовых разработок на основе IT-технологий, искусственного интеллекта, больших данных и интернета вещей. Предусматривается, что технопарк будет реализовывать свою деятельность в Гродненской и Минской областях.

ГКНТ будет продолжена работа по формированию благоприятных условий для технопарков и их резидентов. Так, планируется осуществление деятельности по совершенствованию механизмов применения технопарками и их резидентами налоговых льгот, а также рассмотрение вопроса о продлении полноценного функционирования фондов инновационного развития технопарков в 2021-2025 годах.

«Проекты будущего»

В программе до 2025 года намечена реализация «проектов будущего». Сформированы уже шесть комплексных проектов. Они предполагают создание высокотехнологичных производств и в Минске, и в регионах.

Один из самых популярных сегодня — национальный электротранспорт. Разработана и утверждена Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы. Ее осуществление позволит создать новый сектор машиностроительной отрасли — электромобилестроение, который будет иметь масштабный мультипликативный эффект для инновационного развития других отраслей — металлургии, электротехники, робототехники, информационных технологий.

Проект в сфере здравоохранения предлагает создание центра гибридной кардиохирургии, блока трансплантации костного мозга и стволовых клеток, биофармацевтического производства лекарственных средств на основе рекомбинантных технологий и фракционирования плазмы крови, соответствующего требованиям GMP, а также внедрение в медицинские учреждения современных технологий электронного здравоохранения.

«Проекты будущего» — это точное земледелие, биотехнологии в агропромышленном комплексе, биотехнологии для фармацевтики, умные города Беларуси. Последний позволит повысить инвестиционную привлекательность административно-территориальных единиц, а также качество жизни горожан за счет внедрения умных решений под нужды конкретного города.

Все проекты предусматривают использование различных технологий искусственного интеллекта. Примерный срок реализации любого из предложенных проектов составляет от семи до десяти лет.

По предварительной оценке, это позволит создать более 20 новых производств и более 2,2 тысячи новых (модернизированных) рабочих мест, общий объем инвестиций — более 1,9 миллиарда рублей.