наверх

«В помощь инноваторам», статья А.Г. Шумилина в журнале «Директор»

«В помощь инноваторам», статья А.Г. Шумилина в журнале «Директор»

Статьи         Просмотров: 201 Вернуться назад

«В помощь инноваторам», статья А.Г. Шумилина в журнале «Директор»


В ПОМОЩЬ ИННОВАТОРАМ

Динамичное развитие инноваций подразумевает формирование соответствующей инфраструктуры


АЛЕКСАНДР ШУМИЛИН, председатель Госкомитета по науке и технологиям, доктор экономических наук



ПЛОДЫ ПРОГРАММНОГО ПОДХОДА

В 2017 г. осуществлялась реализация 86 инновационных проектов Госпрограммы инновационного развития Беларуси, что позволило ввести в эксплуатацию 19 новых производств. Среди них производство композиционных материалов на базе отечественных термопластов для 3D-печати в Институте химии новых материалов НАН Беларуси, выпуск микроэлектронной продукции в НТЦ «Белмикросистемы» ОАО «ИНТЕГРАЛ» и др.

На проектную мощность выведены 9 производств, в том числе по выпуску твердых лекарственных средств, содержащих беталактамные антибиотики («Фармтехнология»), полупроводниковых генераторов и индукционных установок для нагрева металла (Физико-технический институт НАН Беларуси), геролерных насосов для установки в трансмиссии колесных тягачей и строительно-дорожной техники в Могилеве и др.

Благодаря принятым в соответствии с Указом №431 решениям по централизации средств инновационных фондов, Госпрограмма получила целевой источник финансирования и в 2017 г. были полностью реализованы плановые назначения.

Общий объем финансирования проектов достиг почти 2,2 млрд руб., из которых 83% - иностранные инвестиции. В прошлом году объем производства инновационной продукции составил около 600 млн руб., из них 2/3 поставлено на экспорт.

Действующая госпрограмма в отличие от предшествующих - открытая, поэтому ГКНТ совместно с министерствами и облисполкомами проводит работу по ее пополнению. Так, в 2017 г. постановлениями Совмина №693 и №977 в нее были включены 20 новых проектов, среди которых необходимо выделить основанные на применении отечественных технологий V и VI технологических укладов (производство микроэлектронной продукции и компонентов для лазерных систем).

Расходы на прикладные исследования и разработки в минувшем году выросли почти вдвое, впервые профинансированы все заявки ученых по этому направлению. В результате разработано 459 новшеств; создано 2 новых опытных производства на базе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, модернизировано 4 производства. Объем выпуска инновационной продукции достиг почти 4,5 млрд руб.

 

ПРИРАСТАЕМ ТЕХНОПАРКАМИ 

Одним из рычагов коммерциализации научно-технических достижений и развития малого и среднего предпринимательства стала инновационная инфраструктура. Особое внимание уделяется развитию технопарков, которые становятся площадками по организации новых производств.

Сеть субъектов данной инфраструктуры включает 14 научно-технологических парков, 9 центров трансфера технологий и Белорусский инновационный фонд.

В рамках поручения главы государства по созданию университетов 3.0 основные усилия направлены на формирование субъектов инновационной инфраструктуры при вузах. Так, центры трансфера технологий организованы при Республиканском институте профессионального образования в Минской области и Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. 

В прошлом году технопарками и их резидентами создано более 500 рабочих мест, а объем выпуска инновационной продукции превысил 87 млн руб. при плане 39 млн.

Новые технопарки начали работу при БГУ, Гродненском университете и Белорусской сельскохозяйственной академии. Кроме того, создан технопарк биомедицинских и информационных технологий «Витебская кремниевая долина».

Подписанный Президентом Беларуси 12 марта 2018 г. Указ №105 обеспечит динамичное развитие научно-технологических парков и создание действенной инновационной экосистемы.

 

НАУКА ПЛЮС ПРОИЗВОДСТВО 

Для решения задач, поставленных главой государства на II съезде ученых, ГКНТ планирует подготовить предложения по внедрению единой системы приоритетных направлений в научно-инновационной сфере. При этом предлагается сконцентрировать ресурсы на 5-7 наиболее востребованных направлениях: информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, приборостроение и медицинская техника, электротранспорт и промышленная робототехника.

Будет разработан механизм управления инновационным циклом - от идеи до создания производства. Этому будет способствовать реализация государственных комплексных целевых научно-технических проектов. С учетом скорого ввода в    эксплуатацию атомной электростанции начнется комплексное развитие электротранспорта и его инфраструктуры.


 СТАВКА НА ПРОРЫВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

При дальнейшем развитии инновационной системы важно учитывать три фактора: платежеспособный спрос на продукцию, наличие компетенций и финансовые ресурсы. Планируется  повышение затрат на научную деятельность в размере 2,5-3% ВВП, причем 30% средств пойдут на прорывные исследования, а удельный вес отгруженной инновационной продукции достигнет 25%.

Ресурсная база станет развиваться в рамках приоритетных научных направлений. И здесь главную роль должны играть отраслевые лаборатории и научно-практические центры, создаваемые в реальном секторе экономики. Следует сохранить фундаментальные исследования, обеспечивающие конкурентоспособность экономики или востребованные за-рубежными заказчиками, мотивировать частный сектор на инвестиции в научные разработки.

Для укрепления кадрового потенциала необходимо повышение квалификации и профессионализма. Акцент будет сделан на кооперацию образования, фундаментальной и прикладной науки. Для этого предлагается расширить практику создания филиалов вузовских кафедр на производственных предприятиях. Следует стимулировать приток талантливой молодежи в инновационное предпринимательство и бизнес, в том числе и через субъекты инновационной инфраструктуры при вузах.


СПРАВКА «ДИРЕКТОРА»

 В ГКНТ в 2017 г. проведена экспертиза около 1,2 тыс. проектов. Из них экспертными советами было отклонено (получили отрицательные заключения) около 25%, т.е. каждый четвертый. Благодаря совершенствованию системы отбора, удалось избежать неэффективного вложения значительных бюджетных средств.