Полезные ссылки


ПОЛОЖЕНИЕ о международных научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь

ПОЛОЖЕНИЕ о международных научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь

 

Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.08.2003 № 1065


Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок подачи заявок, конкурсного отбора, финансирования и реализации международных научно-технических проектов, выполняемых организациями Республики Беларусь полностью или частично за счет средств республиканского бюджета (далее – проекты).

 

2. Проект – это комплекс мероприятий, взаимоувязанных для решения проблемы (достижения единой цели) по исполнителям, срокам и ресурсам, реализуемых совместно сотрудничающими организациями двух или нескольких государств-участников и направленных на:

создание и (или) освоение новых технологий и (или) видов продукции (работ,  услуг);

улучшение технико-экономических параметров применяемых технологий и (или)

производимой продукции (работ, услуг), обеспечивающих их конкурентоспособность на мировом рынке;

развитие фундаментальных научных знаний и перспективных способов их применения;

обеспечение выхода ориентированных на экспорт технологий на зарубежные рынки путем стимулирования выставочно-ярмарочной деятельности и участия в международных мероприятиях.

Проекты, как правило, являются составной частью программ научно-технического сотрудничества, выполняемых в рамках международных договоров.

 

3. Проекты должны отвечать следующим требованиям:

быть направленными на решение важнейших проблем социально-экономического развития республики и соответствовать приоритетным направлениям научно-технической деятельности Республики Беларусь и двустороннего (многостороннего) научно-технического сотрудничества с государством-партнером (государствами-партнерами);

научно-техническая продукция, создаваемая в результате выполнения проекта, должна обладать научной новизной, иметь спрос на рынке;

период реализации проекта, как правило, не должен превышать двух лет. В порядке исключения по согласованию с Государственным комитетом по науке и технологиям (далее – ГКНТ) период реализации проекта может быть увеличен, если продолжительность проекта диктуется технологическими особенностями работ и подтверждается заключением государственной научно-технической (научной) экспертизы.

 

Подача заявок и конкурсный отбор проектов

 

4. Формирование проектов и подача заявок осуществляются их государственными заказчиками.

 

5. Государственными заказчиками проектов прикладного характера могут выступать республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, фонды специального назначения, для проектов фундаментального характера – республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, в подчинении которых находится организация-исполнитель.

 

6. Государственный заказчик вносит на рассмотрение в ГКНТ заявку в 3 экземплярах, оформленную в соответствии с требованиями ГКНТ (комплект заявительных форм), которая содержит в том числе:

технико-экономическое обоснование – по проектам, целью которых является улучшение технико-экономических параметров применяемых технологий и (или) производимой продукции (работ, услуг), а также развитие фундаментальных научных знаний и перспективных способов их применения;

бизнес-планы – по проектам, направленным на создание и (или) освоение новых технологий и (или) видов продукции (работ, услуг);

для проектов прикладного характера за исключением проектов социальной направленности – письменные обязательства государственного заказчика и (или) других заинтересованных по практическому использованию результатов исследований и разработок, полученных при реализации проекта;

письменные обязательства государственного заказчика и (или) других заинтересованных по долевому участию в финансировании затрат по проекту в размере не менее 50 процентов общего объема планируемых на эти цели средств – по проектам, в рамках которых планируется выполнение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

копию договора о сотрудничестве с зарубежной организацией-партнером.

 

7. Предварительное рассмотрение заявок осуществляется ГКНТ в соответствии с требованиями пунктов 3 и 6 настоящего Положения.

Проекты, не отвечающие установленным требованиям, возвращаются государственным заказчикам с указанием причин возврата.

 

8. Проекты, оформленные в соответствии с установленными требованиями, ГКНТ направляет в государственные научно-технические экспертные советы соответствующего профиля для проведения государственной научно-технической экспертизы или Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (для проектов фундаментального характера) для проведения государственной научной экспертизы в установленном порядке.

 

9. Конкурсный отбор проектов проводится на основании результатов государственной научно-технической (научной) экспертизы конкурсной комиссией, создаваемой ГКНТ.

 

10.  Проекты, отобранные на основании результатов конкурса, вносятся в установленном порядке ГКНТ от имени белорусской стороны на рассмотрение другой стороне. Результаты рассмотрения сторонами материалов проектов обсуждаются на заседании соответствующей совместной (межправительственной) комиссии по научно-техническому сотрудничеству, на котором принимается решение о включении проектов в программу научно-технического сотрудничества.

 

11. Проекты, прошедшие конкурсный отбор и включенные в программу научно-технического сотрудничества, утверждаются ГКНТ. При этом по каждому проекту определяется его государственный заказчик.

 

 Финансирование проектов

 

12. Решение о включении проектов в программу научно-технического сотрудничества доводится ГКНТ до сведения государственных заказчиков.

 

13. Предложения об объемах средств республиканского бюджета для финансирования проектов на очередной финансовый год формируются их государственными заказчиками с учетом прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и в установленном порядке вносятся в ГКНТ.

ГКНТ формирует сводную заявку на финансирование международных научно-технических проектов в рамках финансирования международного научно-технического сотрудничества, предусматриваемого в Лимитах расходов на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности. Средства республиканского бюджета для финансирования проектов предусматриваются в указанных Лимитах отдельной строкой по каждому государственному заказчику.

 

14. Средства, выделяемые из республиканского бюджета на выполнение проектов, включают расходы на командирование белорусских специалистов за рубеж и прием делегаций зарубежных партнеров в целях выполнения проекта или участия в проводимых на территории стран-партнеров международных мероприятиях, а также услуги по связи.

 

Организация и контроль выполнения проектов

 

15. После принятия в установленном порядке проектов и утверждения Лимитов расходов на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности на текущий год государственные заказчики заключают с организациями-исполнителями проектов договоры на выполнение предусмотренных в них работ.

Формы заключаемых договоров должны соответствовать формам типовых договоров на создание (передачу) научно-технической продукции.

В договорах предусматриваются обязательства государственных заказчиков по финансированию работ по проекту из внебюджетных источников (для проектов прикладного характера), требования к планируемым результатам работ и сроки их проведения, условия и порядок оплаты расходов исполнителей (соисполнителей) проектов, права, обязанности, ответственность сторон и другие условия.

 

16. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, выполняемые в рамках проекта, подлежат обязательной государственной регистрации в установленном порядке.

 

17. Права на результаты работ по каждому конкретному проекту оговариваются в договорах о сотрудничестве между организациями-исполнителями государств-участников или отдельном договоре в соответствии с законодательством государств сторон.

 

18. Контроль за исполнением проектов, научно-техническим уровнем создаваемой продукции, целевым и эффективным использованием выделяемых средств республиканского бюджета, выполнением обязательств по финансированию проектов из внебюджетных источников (для проектов прикладного характера), а также оценку и приемку результатов работ по проекту в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными в договоре, осуществляет государственный заказчик.

 

19. ГКНТ периодически проводит проверки хода выполнения работ по проектам. Проверке подлежат эффективность использования финансовых средств, выделенных на выполнение проекта из республиканского бюджета, соответствие произведенных расходов целевому назначению, обоснованность использования финансовых средств по соответствующим статьям расходов, состояние выполнения объемов работ, предусмотренных на соответствующий период, научно-технический уровень полученных результатов и других обязательств, принятых государственным заказчиком и исполнителями проектов.

 

20. При невыполнении государственными заказчиками и (или) другими заинтересованными принятых на себя обязательств по финансированию соответствующих проектов из внебюджетных источников (для проектов прикладного характера) их финансирование за счет средств республиканского бюджета решением ГКНТ приостанавливается до выяснения причин и обстоятельств невыделения средств из указанных финансовых источников.

 

21. При отказе государственных заказчиков и (или) других заинтересованных от принятых на себя обязательств по финансированию соответствующих проектов из внебюджетных источников, установлении факта неэффективного или нецелевого использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию проектов, невозможности достижения поставленных проектами целей ГКНТ принимает решение о прекращении финансирования за счет средств республиканского бюджета таких проектов. О принятом решении ГКНТ информирует государственных заказчиков. Решение о возврате в республиканский бюджет израсходованных бюджетных средств принимается в установленном законодательством порядке.

 

22. Государственные заказчики ежегодно до 25 января направляют в ГКНТ отчеты о выполнении работ по проектам.

ГКНТ ежегодно до 25 марта представляет в Совет Министров Республики Беларусь сводный отчет о выполнении проектов по итогам предыдущего года.

 

23. Промежуточные и итоговые результаты выполнения работ по проектам рассматриваются, как правило, не реже одного раза в шесть месяцев на заседании белорусской части совместной (межправительственной) комиссии по научно-техническому сотрудничеству при необходимости с участием представителей государственных заказчиков и ежегодно – на заседании совместной (межправительственной) комиссии по научно-техническому сотрудничеству. Оценка комиссией результатов выполнения работ и возможные рекомендации отражаются в протоколе заседания.

ГКНТ от имени белорусской стороны в рабочем порядке информирует зарубежную часть совместной (межправительственной) комиссии по научно-техническому сотрудничеству о текущих изменениях и дополнениях, вносимых в проекты.