Полезные ссылки


Порядок формирования, финансирования, контроля


ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ

 

Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 в редакции от 07 марта 2013 г. № 152

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящим Положением определяется порядок формирования (внесения изменений и дополнений), финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ (далее - программы).

Настоящее Положение не распространяется на порядок формирования (внесения изменений и дополнений), финансирования и контроля за реализацией программ, не предусматривающих полного или частичного финансирования мероприятий за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственной инвестиционной программы и инвестиционных программ органов местного управления и самоуправления, а также на порядок формирования (внесения изменений и дополнений), финансирования и контроля за реализацией программ, установленный иными актами законодательства.

2. В настоящем Положении используются следующие основные термины и определения:

государственная программа - программа, утверждаемая Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, финансирование которой осуществляется полностью или частично за счет средств республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательными актами;

заказчик-координатор - один из заказчиков программы, осуществляющий в соответствии с решением об утверждении программы координацию деятельности заказчиков по достижению цели программы. Для региональных программ заказчиком-координатором выступает местный исполнительный и распорядительный орган;

заказчик - распорядитель средств республиканского или соответствующего местного бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, осуществляющий реализацию одной или нескольких задач программы;

задачи программы - направления реализации программы, путем осуществления которых достигается цель программы;

исполнитель мероприятия программы - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на конкурсной основе выполнение мероприятий программы на основании гражданско-правового договора с заказчиком программы;

концепция программы - система обоснований необходимости разработки программы, включающая в себя предложения о целях программы, ее задачах, показателях, сроках реализации, об объемах и источниках финансирования;

мероприятие программы - форма выполнения заказчиком задач программы;

мониторинг программы - непрерывный процесс отслеживания заказчиком показателей, достигаемых в ходе реализации программы;

отраслевая программа - программа, направленная на реализацию задач и функций, закрепленных за республиканскими органами государственного управления, разрабатываемая и утверждаемая ими;

оценка эффективности программы - сопоставление результата, характеризующего выполнение задачи программы, с затратами на ее реализацию;

подпрограмма - часть программы, направленная на решение ее задач (задачи);

показатель программы - измеримый результат, характеризующий выполнение задачи программы в соответствующем финансовом году;

программа - комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение определенной цели, с указанием заказчиков, исполнителей, сроков реализации и ресурсного обеспечения (материального, финансового, трудового и иного);

региональная программа - программа, утверждаемая местными Советами депутатов, финансирование мероприятий которой осуществляется полностью или частично за счет средств местных бюджетов;

сводный показатель - измеримый результат, характеризующий выполнение цели программы;

технический показатель - измеримый результат, характеризующий количество товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) посредством реализации мероприятий программы;

цель программы - социальный и (или) экономический результат выполнения программы.

3. Основанием для разработки программы является реализация целей, задач и приоритетов программы социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет.

4. Источники финансирования мероприятий программы устанавливаются на основании законодательных актов. Средства республиканского бюджета могут являться источником финансирования региональных программ при условии разработки региональной программы в развитие государственной программы (в объеме, предусмотренном государственной программой).

5. В случае использования при формировании и выполнении программ сведений, составляющих государственные секреты, их защита осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 

ГЛАВА 2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА ПРОГРАММ

 

6. К основным этапам формирования программы относятся:

6.1. разработка и согласование концепции программы.

Данная концепция должна включать:

цель, задачи, показатели и сроки реализации программы;

обоснование соответствия решаемой задачи (задач) программы приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь;

анализ утвержденных программ на наличие дублирования цели и задач в концепции программы;

возможные варианты решения задач, оценку преимуществ и рисков;

предложения об объемах и источниках финансирования программы на вариантной основе, оценку эффективности предлагаемых вариантов;

предложения о заказчиках, заказчике-координаторе и органе (должностном лице), который будет утверждать программу.

Концепция программы согласовывается с предполагаемыми заказчиками. После согласования с предполагаемыми заказчиками концепция государственной, отраслевой программы направляется в Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (если реализация программы связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду), Государственный комитет по науке и технологиям и Национальную академию наук Беларуси (в части научного обеспечения или научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ) для получения в соответствии с компетенцией заключений о целесообразности разработки программы.

Концепция региональной программы разрабатывается местным исполнительным и распорядительным органом и вносится для утверждения в соответствующий местный Совет депутатов. При условии разработки региональной программы в развитие государственной программы разработка концепции региональной программы не требуется;

6.2. принятие решения о разработке проекта программы.

Решение о разработке проекта государственной, отраслевой программы принимается при условии получения положительных заключений и одобрения концепции:

Президиумом Совета Министров Республики Беларусь - в отношении государственных программ;

коллегией республиканского органа государственного управления - в отношении отраслевых программ.

Разработка местным исполнительным и распорядительным органом проекта региональной программы осуществляется после утверждения концепции региональной программы местным Советом депутатов;

6.3. разработка проекта программы.

Заказчик-координатор совместно с заказчиками осуществляет поэтапно разработку проекта программы в сроки согласно приложению 1 до подготовки проекта закона о республиканском бюджете, проекта законодательного акта о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год.

Разработка региональных программ в развитие государственных программ может осуществляться при условии включения в них мероприятий, сроков реализации данных мероприятий, объемов и источников их финансирования, показателей, задач (задачи), цели, указанных в государственных программах по соответствующему региону.

Программа может включать подпрограммы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности решаемых задач в целях рациональной организации их выполнения.

Проект программы должен содержать следующие разделы:

цель и задачи программы (с включением показателей по формам согласно приложениям 2 и 3, выраженных в натуральных или стоимостных величинах). Из показателей программы заказчиком-координатором по предложениям заказчиков определяются сводные показатели (как правило, два-три показателя), характеризующие выполнение цели программы;

технико-экономическое обоснование;

обоснование необходимости использования импортных товаров и мероприятия по снижению импортоемкости инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии с программой, и замещению импортных товаров отечественными;

научное обеспечение программы (включается в программу при необходимости). Требования к научному обеспечению, а также требования к научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам утверждаются Государственным комитетом по науке и технологиям совместно с Национальной академией наук Беларуси;

ожидаемые результаты от реализации программы, отражающие влияние программы на социально-экономическое положение в республике, на сальдо внешней торговли (для программ в сфере промышленного производства) и включающие оценку эффективности использования финансовых средств, предусмотренных на выполнение программы. Оценка эффективности определяется по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости и после ее реализации. Методика оценки эффективности разрабатывается заказчиком-координатором по предложению заказчиков с учетом специфики программы и прилагается к тексту программы;

ресурсное обеспечение программы, в том числе по форме согласно приложению 4. Объем финансирования мероприятий предусматривается в текущих ценах в белорусских рублях;

мероприятия программы, в том числе по форме согласно приложению 5;

перечень инвестиционных проектов.

Примерная форма проекта программы, а также требования к содержанию разделов, указанных в части пятой настоящего подпункта, утверждаются Министерством экономики.

Подпрограмма должна содержать разделы, указанные в абзацах втором - девятом части пятой настоящего подпункта;

6.4. согласование проекта программы.

Заказчик-координатор направляет проект программы для согласования в Министерство экономики, Министерство финансов и Государственный комитет по науке и технологиям (в части научного обеспечения или научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ), а также в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для проведения государственной экологической экспертизы, если реализация проекта программы связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду. Проекты программ, предусматривающие реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции или модернизации генерирующих источников электрической и тепловой энергии, согласовываются с Государственным комитетом по стандартизации. Одновременно с направлением в Министерство экономики заказчик-координатор представляет в экспертный совет по проектам государственных программ для получения заключения проект государственной программы, а по поручению Совета Министров Республики Беларусь - проект отраслевой или региональной программы.

По результатам согласования и заключения экспертного совета заказчик-координатор совместно с заказчиками дорабатывает при необходимости проект программы и направляет его на повторное согласование.

7. На основании принятых решений об утверждении программ информация о программах в течение месяца включается Министерством экономики в Реестр программ. Реестр программ ведется Министерством экономики. Порядок ведения данного Реестра определяется Министерством экономики совместно с Министерством финансов.

 

ГЛАВА 3

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ

 

8. Финансирование программ осуществляется в соответствии с актами законодательства, регулирующими вопросы финансирования.

9. Источниками финансирования программ могут быть:

средства республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов;

собственные средства исполнителей программ;

средства, полученные от спонсорской и благотворительной помощи;

заемные средства;

иные источники, не противоречащие актам законодательства.

Привлечение средств республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доход деятельности бюджетных организаций осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

10. Заказчик в порядке, установленном актами законодательства, для финансирования программ на конкурсной основе может привлекать банки Республики Беларусь.

В условиях конкурсного отбора устанавливаются:

общие объемы финансирования программы с распределением по ее мероприятиям, срокам выполнения, источникам финансирования (в том числе за счет кредитов банков), включая планируемые меры оказания государственной поддержки;

перечень исполнителей мероприятий программы, нуждающихся в кредитовании, с краткой информацией об их местонахождении, финансовом состоянии (состояние расчетов с банками, в каком банке обслуживаются и другое), формах обеспечения исполнения ими обязательств по возврату кредита и процентов;

участие банков в разработке бизнес-планов отдельных инвестиционных проектов, привлечении иностранных кредитных линий и оформлении страхования рисков, подготовке решений о предоставлении правительственных и иных гарантий, компенсации части процентов по кредитам из различных источников, в процедурах закупки оборудования, анализе хода выполнения программы и расчетах ее эффективности, решении других вопросов.

Для подведения итогов конкурса заказчиком создается комиссия с участием специалистов заказчика и других заинтересованных.

По результатам конкурса между заказчиком и банком, отобранным названной комиссией, заключается соглашение, в котором устанавливаются обязательства заказчика и банка по:

контролю за подготовкой и представлением исполнителями мероприятий программы, нуждающимися в кредитовании, в банк соответствующих документов, выполнением ими обязательств перед банком по возврату кредитов и уплате процентов по ним;

разработке и утверждению мероприятий по улучшению деятельности исполнителей мероприятий программы, получивших кредиты банка, и погашению задолженности по кредитам (при необходимости);

оперативному рассмотрению документов исполнителей мероприятий программы, нуждающихся в кредитовании, открытию им кредитных линий, обеспечению выполнения условий кредитования;

информированию заказчика о невыполнении условий кредитного договора и необходимости принятия соответствующих мер;

оформлению заказчиком и банком документов для предоставления в установленном порядке гарантий, компенсации потерь при выдаче банком льготных кредитов.

11. На основании Реестра программ с учетом анализа выполнения программ Министерство экономики с участием Министерства финансов формирует перечень государственных программ, финансируемых в очередном финансовом году, и вносит его в Совет Министров Республики Беларусь с проектом законодательного акта о прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы формируют перечень программ, финансируемых в очередном финансовом году, и вносят его для утверждения в местный Совет депутатов.

 

ГЛАВА 4

ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА-КООРДИНАТОРА И ЗАКАЗЧИКА

 

12. Заказчик-координатор:

осуществляет подготовку проекта нормативного правового акта об утверждении программы;

обеспечивает достижение цели, согласованность действий заказчиков при разработке, согласовании проекта и реализации программы на основе отчетов о ходе выполнения программы, представленных заказчиками;

оптимизирует расходы средств на реализацию программы и вносит в соответствии с актами законодательства предложения об их перераспределении между заказчиками;

несет ответственность за подготовку и выполнение программы в соответствии с актами законодательства и договорами, указанными в пункте 14 настоящего Положения;

при необходимости вносит в форме проекта нормативного правового акта предложения о корректировке мероприятий либо прекращении реализации программы;

формирует ежегодный и итоговый отчеты о выполнении программы;

при недостижении цели и задач программы в целом, а также отдельных показателей программы по предложению заказчиков либо на основании предложений по результатам проверки соответствующими контролирующими (надзорными) органами готовит предложения о возмещении бюджетных средств пропорционально недополученному результату.

13. Заказчик:

на основании решения о разработке программы в установленном порядке вносит заказчику-координатору предложения о разработке программы, предлагает план мероприятий по реализации задач программы;

участвует в подготовке проекта нормативного правового акта об утверждении программы;

осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей мероприятий программы в соответствии с актами законодательства;

координирует деятельность исполнителей мероприятий программы;

организует в пределах своей компетенции подготовку и представление ежегодного и итогового отчетов о ходе выполнения программы;

осуществляет в пределах своей компетенции в течение года мониторинг реализации мероприятий программы исполнителями и в случае недостижения цели и задач программы в целом, а также отдельных показателей программы по итогам реализации программы за год вносит заказчику-координатору предложения о корректировке мероприятий либо прекращении реализации программы;

несет ответственность за подготовку и реализацию программы в соответствии с актами законодательства и договорами, указанными в пункте 14 настоящего Положения;

при необходимости внесения изменений по согласованию с заказчиком-координатором вносит в установленном порядке в форме проекта нормативного правового акта предложения о корректировке закрепленных за ним мероприятий программы (в том числе уточнении на очередной финансовый год объема денежных средств, предусматриваемых на их реализацию, прекращении финансирования отдельных мероприятий);

при недостижении закрепленных за ним задач программы, а также отдельных показателей программы представляет заказчику-координатору предложения о возмещении бюджетных средств пропорционально недополученному результату.

 

ГЛАВА 5

МОНИТОРИНГ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ

 

14. После утверждения программы заказчик, если иное не установлено законодательством, заключает в порядке, установленном актами законодательства, договоры с исполнителями мероприятий программы о выполнении ее мероприятий.

Исполнители мероприятий программы в соответствии с данными договорами несут ответственность за своевременное и качественное выполнение этих мероприятий, эффективное использование направляемых на их реализацию ресурсов.

В названных договорах предусматриваются показатели, которые должны быть достигнуты исполнителями мероприятий, условия выполнения мероприятий программы, обязательства исполнителей мероприятий по возврату средств, использованных не по целевому назначению или с нарушением условий договора (в том числе в случае недостижения установленных показателей).

15. Заказчик осуществляет мониторинг программы и оценку ее эффективности.

16. Оценка эффективности программы проводится на стадии выполнения программы и по результатам ее реализации.

17. Контроль за ходом реализации программы осуществляется путем представления:

исполнителями мероприятий заказчикам отчетов о выполнении закрепленных за ними мероприятий;

ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, заказчиками (в пределах своей компетенции) заказчику-координатору отчета о ходе выполнения программы.

При отсутствии заказчика-координатора заказчики представляют отчет о ходе выполнения программы в порядке, установленном в пункте 18 настоящего Положения.

18. Заказчик-координатор представляет отчет о ходе выполнения государственной и отраслевой программ:

ежегодно до 15 февраля года, следующего за отчетным, в Министерство экономики и Министерство финансов в целях получения заключений о ходе реализации программы;

ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, в Совет Министров Республики Беларусь вместе с заключениями, указанными в абзаце втором настоящего пункта;

до 31 июля текущего года и до 25 января года, следующего за отчетным, в Государственный комитет по науке и технологиям (в части научного обеспечения или научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ).

Отчет о выполнении региональных программ ежегодно направляется местными исполнительными и распорядительными органами в соответствующий местный Совет депутатов для рассмотрения и утверждения в сроки, предусмотренные местным Советом депутатов.

По итогам выполнения программы за весь период реализации заказчик-координатор формирует итоговый отчет. Указанный отчет составляется и вносится в порядке, определенном в частях первой и второй настоящего пункта для ежегодного отчета. Представление ежегодного отчета за последний год реализации программы не требуется.

19. В отчеты заказчика и заказчика-координатора о ходе выполнения программы включаются:

сведения о реализации мероприятий, выполнении задач и показателей программы;

информация о направлениях использования средств, объемах финансирования мероприятий программы;

информация о необходимости корректировки программы;

оценка эффективности программы;

предложения о корректировке мероприятий (в том числе уточнении на очередной финансовый год объема денежных средств, предусматриваемых на их реализацию, прекращении финансирования отдельных мероприятий) либо прекращении реализации программы (при необходимости).

20. При недостижении цели и задач программы в целом, а также отдельных показателей программы данная программа может быть признана неэффективной и требующей корректировки. В этом случае заказчиком-координатором по предложению заказчиков либо на основании предложений по результатам проверки соответствующими контролирующими (надзорными) органами готовится проект нормативного правового акта, предусматривающий корректировку мероприятий либо прекращение реализации программы.

При выделении бюджетных средств на реализацию программы исполнителям мероприятий программы, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, и недостижении ими показателей программы по решению заказчика-координатора до 1 июля года, следующего за отчетным, исполнителями в предусмотренных законодательными актами или договором случаях производится возмещение в соответствующий бюджет выделенных из бюджета средств пропорционально недополученному результату.

В случае невозмещения исполнителями в установленные сроки средств Министерство финансов, его территориальные и местные финансовые органы в случаях, предусмотренных законодательными актами, взыскивают со счетов исполнителей сумму задолженности на основании письменного обращения (решения) заказчика-координатора.

21. Внесение изменений и дополнений в программу в части установления и (или) увеличения объемов финансирования мероприятий программы за счет республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов в текущем финансовом году допускается при наличии источников финансирования.

Подготовка акта законодательства о внесении изменений и дополнений в программу в части объемов и источников финансирования мероприятий программы за счет средств республиканского и местных бюджетов в очередном финансовом году осуществляется заказчиком-координатором либо заказчиком по согласованию с заказчиком-координатором, как правило, до подготовки проекта закона о республиканском бюджете, проекта законодательного акта о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год.

Не допускается внесение изменений и дополнений в программу в части мероприятий, подлежавших реализации в прошедшие годы, в том числе их наименования, показателей, сроков, объемов и источников финансирования, а также заказчиков и исполнителей.